5.10.2021

Лошадь позади телеги или почему в Украине идея индустриальных парков не работает

Месяц назад Верховная Рада приняла очередные изменения в Закон об индустриальных парках. Зеленые законодатели предусмотрели стимулы и компенсации, которые якобы помогут привлечению инвестиций в промышленный сектор. И все бы хорошо, вот только начинать нужно с другой стороны — сначала найти реального инвестора, договориться об условиях, и только после этого выписывать в законодательстве действенные механизмы под реальные, а не виртуальные проекты.

Индустриальный парк как явление

Развитие индустриальных парков началось более ста лет назад, когда британский бизнесмен Эрнст Холле выкупил 10 га земли, подвел к этой территории транспортную и инженерную инфраструктуру и стал продавать или сдавать в аренду подготовленные участки. В 1903 году то же сделал владелец чикагской железной дороги Генри Принс, создав первый в США индустриальный парк Central Manufacturing District of Chicago.

В отличие от производственных кластеров, которые возникали и раньше вокруг месторождений полезных ископаемых, индустриальные парки имели четкое планирование и были обеспечены всеми необходимыми коммуникациями и логистической инфраструктурой. Владелец территории лишал резидентов головной боли по подготовке и обслуживанию территории. В этой особенности и заключается смысл индустриального парка как такового.

Роль государства в создании и развитии индустриальных парков

Индустриальные парки в США — частная инициатива. Организатором и владельцем земли является частный инвестор, а государство выступает в качестве заказчика технологий или конечного продукта. Именно так возникла Кремниевая долина — цитадель компьютерных технологий. Создан этот парк был по инициативе вице-президента Стэндфордского университета, однако толчком для развития стали заказы со стороны Министерства обороны США.

Европейская модель предусматривает высшую степень участия государства или местных органов власти в развитии индустриальных парков. Такие проекты рассматриваются с точки зрения решения определенных социальных проблем. В качестве примера приведу парк Идеон. В начале 1980-х годов шведские верфи начали терять рынки сбыта, проиграв в конкурентной борьбе корейским. Большинство предприятий закрылось, и провинция Сконе на юге Швеции столкнулась с массовой безработицей. В 1983 году губернатор региона решил создать индустриальный парк, чтобы квалифицированные специалисты, которые потеряли работу, имели возможность открыть собственное дело.

Хотя Идеон был создан по инициативе и при прямой поддержке губернатора, этот парк никогда не получал прямых инвестиций из государственного или муниципального бюджетов. Поддержка со стороны властей заключалась в выделении земельного участка и посредничестве в переговорах с частными инвесторами.

В отличие от европейских индустриальных парков, главным инициатором подобных проектов в азиатских странах выступают не региональные или местные органы власти, а государство. Примером азиатской модели является японский научный город Цукуба. Он был создан в чистом поле, и стал пилотным проектом в рамках национальной программы создания современных городов.

Уникальные условия формируют уникальные решения

Как вы уже успели понять, индустриальные парки имеют важную общую черту — все они создавались в условиях кризиса и понимания, что технологические инновации — это способ осуществить переход к новому уровню развития экономики. Несмотря на это, каждый такой проект — уникальное явление. Каждый формировался под влиянием различных обстоятельств и был призван решить уникальную для того или иного региона, или страны в целом, проблему или даже комплекс проблем.

К сожалению, в Украине избыток таких проблем. Мы имеем огромное количество депрессивных регионов, которые опустошаются из-за трудовой миграции трудолюбивого населения в города-миллионники или вовсе за пределы страны. Кроме того, Украина катастрофически отстает от стран Запада и Юго-Восточной Азии. И догнать этот уровень мы уже не в состоянии, остается только совершить решительный прыжок в неоиндустриальный мир. Именно индустриальные парки должны стать для нас толчком для такого прыжка.

Но во всех процессах должна быть логическая последовательность, которую украинские чиновники явно выбросили на свалку вместе с предвыборными обещаниями. Прежде чем провозглашать открытие индустриальных парков, следует все тщательно спланировать и достичь договоренностей с реальными инвесторами. А в Кабмине накрывают на стол в ожидании гостей, которые даже не догадываются, что их кто-то ждет.

В итоге из этого или выйдет очередной пустой пиар власти, или даже хуже — лазейка для бизнеса, который использует специальные фискальные условия и преференции, предоставленные индустриальным паркам, для оптимизации налогов.

Как я уже говорил много раз, сложные экономические механизмы в руках шутов и дельцов в лучшем случае превращаются в пепел, дискредитируя перспективные идеи, а в худшем — усугубляют уже имеющиеся проблемы и создают новые, толкая страну в еще больший мрак.

Именно поэтому власть должна быть в руках людей, умеющих рождать идеи, превращать их в планы и успешно эти планы воплощать в жизнь. Могу с гордостью заявить, что у нашей команды есть и успешный опыт работы со сложными системами, и навыки стратегического планирования, и понимание путей реализации этих планов. Осталось только переступить этот этап бездарного руководства страной и вместе перейти к созданию Украины будущего.

Добавить комментарий